Ситуация вокруг банкротства второй по величине российской авиакомпании «Трансаэро» стремительно развивалась в течение последней недели. Общий долг авиакомпании составляет 250 млрд рублей. Компания задолжала банкам, аэропортам, поставщикам топлива и другим организациям.
Ситуация вокруг банкротства второй по величине российской авиакомпании «Трансаэро» на прошлой неделе развивалась стремительно. Общая сумма обязательств авиакомпании составила 250 млрд рублей. Компания имеет долги перед банками, аэропортами, поставщиками топлива и другими организациями. С 1 октября Росавиация полностью прекратила продажу собственных билетов. Пассажирам с билетами, датированными до 15 декабря, обещана перевозка «Аэрофлотом».
Спасти «Трансаэро», похоже, не удастся никому. Компанию подвела ошибочная стратегия, заключавшаяся в том, чтобы брать в лизинг иностранные самолеты и полагаться на чартерные рейсы вместо регулярных. В условиях падающего рубля это сочетание оказалось фатальным для бизнеса. Теперь нужно думать не о компании, а о ее 12 000 сотрудников и менее чем полумиллионе пассажиров.
Пока что рейсы «Трансаэро» отменяются десятки раз в день, а билеты не продаются вообще.
Каждый день отменяются десятки рейсов. Сегодня — 53. в Якутск, Одессу, Берлин и Прагу. Большинство пассажиров перевозит «Аэрофлот». Например, семь бывших клиентов «Трансаэро» полетят в Париж рейсом 2458.
Ольга Черемнов привезла своего сына-инвалида в Москву на обследование. Она планировала просто лечь в больницу. Затем она планировала вернуться к себе домой в Красноярск. Но полет домой оказался под угрозой. Женщина жалуется: «Я снова и снова звоню по телефону „Трансаэро“, но никто не отвечает».
Ее сын Михаил нуждается в постоянном уходе. Кто присмотрит за ним, пока его мать будет искать представителя «Трансаэро»? Однако в «Аэрофлоте» уверяют, что ей не нужно никого искать. Они обзванивают всех пассажиров, чтобы никто не остался без внимания.
Пассажиров заранее информируют об отмене рейсов. Это происходит за два дня до вылета. Пассажирам будет назначено время вылета из другого аэропорта, и они прибудут на рейс немедленно», — заверили в „Аэрофлоте“.
Долги перед пассажирами от имени «Трансаэро» имеют и другие авиакомпании — «ВИМ-Авиа», Utair и Nordstar.
Мы возим всех пассажиров в Норильск и всех пассажиров из Норильска.
Вторая по величине после «Аэрофлота» коммерческая авиакомпания страны впервые дошла до такого! Исторический снимок. 1993. Боинг-737 приземляется в аэропорту Сочи. Александр Плешаков, основатель и руководитель «Трансаэро», рассказывает о зарубежном чуде техники.
Компания пережила несколько сложных периодов, но правительство всегда было на ее стороне. В 1994 году правительство освободило «Трансаэро» от таможенных платежей и налогов на импортные машины. Ни одной другой коммерческой авиакомпании не было предоставлено такой преференции. Кризис 1998 года также был преодолен, но компании пришлось сократить штат — продать несколько самолетов и уменьшить количество маршрутов. Однако в 2000-х годах к компании пришел невероятный успех, мировое признание. Во всяком случае, так казалось из-за рубежа.
В какой момент «Трансаэро» сделала неверный поворот? Может быть, погоня за роскошью и суверенитетом в отрасли? Компания подошла к своей последней черте в 250 миллиардов рублей с огромным парком (более 100 самолетов) и огромными долгами. Однако казалось, что этого не следует понимать. Летом 2015 года, когда из-за падения курса рубля за арендованный самолет пришлось платить в два раза больше, «ТрансАло» заказало новый Airbus.
Самолет был половинчатый восемь раз — багажа не было — мы были новые». Ирина Верхозина, вице-президент профсоюза «Трансаэро», вспоминает.
В тот год начались первые звонки. Их сменили колокола, которые звонили и сменялись реквиемом. Это очень естественно», — говорит Владимир Жарков, член профсоюза „Трансаэро“.
Режим не мог игнорировать надвигающуюся катастрофу, ведь для простых рабочих все было так очевидно. Бывший генеральный директор компании Ольга Плешакова, которая стала первым интервьюируемым после известия о банкротстве «Трансаэро», согласилась позвонить в «Вести недели».
— Трудности, конечно, начались не вчера. Когда вы поняли, что что-то может пойти не так и что трудности не за горами?
— Возможно, мы были слишком оптимистичны в отношении развития рынка, верили прогнозам и строили собственные планы. Да, у нас не было времени, чтобы скорректировать наш бизнес.
Видя как стремительный взлет, так и жесткую посадку самолета «Трансаэро», авиационные эксперты убеждены, что спасти его невозможно и что крушение неизбежно.
Создать на базе «Трансаэро» технически невозможно. Это фактически превращает ее в генератор прибыли, чем авиакомпания сейчас и занимается, поддерживая бизнес и делая его прибыльным, — говорит Борис, — что технически невозможно». Действительно, генеральный директор консалтинговой фирмы.
Только основные кредиторы — Сбербанк, Внешэкономбанк и ВТБ — не торопятся. Пока у компании есть обязательства перед населением, она не может обанкротиться. Трансаэро» по-прежнему выполняет около 200 рейсов в день (лишь четверть из них отменяется), а билеты приобретают 600 000 пассажиров.
Мы до сих пор не подали заявление о банкротстве. Мы не захватили ни одного арендованного самолета и уже два месяца не получаем зарплату. Мы все еще ждем разрешения ситуации с пассажирами. Как только она разрешится, мы займемся взысканием долга и продажей арендованных самолетов». Мы надеемся, что российские компании смогут взять на себя большую часть флота. Если нет, то мы будем искать покупателей на мировом рынке», — говорит Андрей Костин, управляющий директор ВТБ.
Кредиторы — не единственные, кто задается вопросами об обанкротившемся перевозчике. Аэропорты пересаживаются один за другим. Палково в Санкт-Петербурге нужно 182 миллиона рублей, Кольцово — 173 миллиона рублей, а Актау в Казахстане компания должна 10 миллионов тенге. Руководство этой воздушной гавани пошло в тартарары — казах просто запретил полеты «Трансаэро» в Москву до полного погашения долга. Пассажиры провели восемь часов в зале ожидания аэропорта.
Коралловые листья Шарм-Эль-Шейха с пятизвездочным отелем в зале ожидания во Внуково — вместо 12 часов. Четыре туриста были затоптаны при крушении.
Чартеры «Трансаэро» в Египет, Турцию и Доминиканскую Демократию отменяются один за другим. И здесь кризис уже готов. Турагентство «Библио-Глобус» заявило, что не сможет вывезти клиентов с курорта после 24 октября, поэтому людям придется самим покупать обратные билеты.
К сожалению, еще 89 000 человек не вывезены, — говорит Ирина Костенко, директор «Библио-Глобуса».
Луч надежды. ‘Аэрофлот предоставит турфирмам три дальнемагистральных самолета для полетов в жаркие страны’. Рейсы будут выполняться до 15 декабря. Пока неясно, что будет с теми, кто купил туры, например, на Новый год. С «Трансаэро» сотрудничает крупнейшее российское турагентство. Не исключено, что из-за неудачной авиакомпании вся туристическая отрасль может оказаться в затруднительном положении.
‘Турагенты находятся на передовой линии фронта и, скорее всего, обанкротятся в ближайшее время. Потребители будут объяснять им ситуацию и требовать отменить свои поездки», — говорит Майя Роминзе, топ-менеджер компании. Директор Российской ассоциации туристических агентств.
Очевидно, что, несмотря на то, что офисы авиакомпании все еще открыты, ехать туда не имеет смысла. Люди появляются на входе в недоумении.
Пока неясно, что ждет коллектив «Трансаэро», насчитывающий около 12 000 сотрудников. Это 4 500 бортпроводников и стюардесс и 1 000 пилотов. Это высококвалифицированный персонал, но нужно ли рынку труда такое количество сотрудников? Сокращение персонала уже началось. Аэрофлот взял на себя обязательство нанять несколько сотрудников «Трансаэро» после предварительных собеседований».
Долгое пике: взлет и падение Трансаэро
Авиакомпания «Трансаэро» была основана в сентябре 1990 года. Ее основатели — Александр Плешаков (сын генерала Петра Плешакова, министра радиопромышленности СССР) и его мать Татьяна Анодина (председатель Межгосударственного авиационного комитета). В список учредителей портала «КО» также входит Григорий Гуртовой (его отец всю жизнь проработал в ОКБ им. А.С. Яковлева). Как Как сообщили в ОКБ имени А. С. Яковлева, в других источниках подобной информации найти не удалось.
В первые годы своего существования компания выполняла чартерные рейсы на самолетах «Аэрофлота». Затем, 5 ноября 1991 года (этот день считается официальным днем рождения компании), «Трансаэро» выполнила свои первые чартерные рейсы по маршруту Москва-Тель-Авив-Москва, используя собственный код UN на арендованных самолетах.
Уже в 1992 году компания приобрела свой первый самолет. Им стал Ил-86. Он начал выполнять рейсы по маршруту Москва-Норилы. Об этом основатель компании Плешаков вспоминал позже в интервью Forbes. Запущенная авиакомпания продемонстрировала уникальный уровень сервиса. После первого полета на Ил-86 в газете была опубликована статья «Никто не пил и не воровал лосьон». Действительно, «Трансаэро» была одной из первых авиакомпаний, предложивших это туалетное средство. Кстати, пассажиров удивляли не только такие услуги, но и бесплатный плед, например. Когда стюардам предлагали воспользоваться такими теплыми вещами, они часто отказывались. Граждане боялись дополнительных услуг, так как считали, что за каждое действие придется платить.
В 1993 году «Трансаэро» первой в российской гражданской авиации стала использовать самолеты Boeing. В том же году были организованы первые регулярные международные рейсы в столицы некоторых штатов Калифорнии и в Израиль.
В 1994 году компания создала собственный Центр авиационного образования. Годом позже компания приступила к выполнению регулярной пассажирской программы.
В 1996 году компания получила право на полеты в Лос-Анджелес. На борту самолета клиентам предлагали мороженое, суп и суши.
В 1998 году «Трансаэро» постиг кризис. На тот момент у компании было 17 старых самолетов Boeing 737 (средний возраст превышал 20 лет). Чтобы сохранить бизнес, топ-менеджмент компании был вынужден продать девять самолетов, закрыть почти все дальнемагистральные и российские маршруты и реструктурировать платежную ведомость.
Компания столкнулась с проблемами. Отголоски этой ситуации давно мучили «Трансаэро», но в 2009 году стало известно, что компания имеет отрицательный капитал в размере 927 млн рублей как минимум с 2006 года. Причиной тому стали убытки из-за курсовой разницы. Максимальные усилия по оптимизации расходов, предпринятые администрацией, были сведены на нет новым кризисом 2008 года.
Эти финансовые трудности не повлияли на стратегию максимального расширения компании. 2009 год — руководство компании начало полеты на самолетах Boeing 747-400. 2010 год — компания открыла более 20 направлений с регулярными рейсами (Москва-Пекино, Москва-Майами, Москва-Нью-Йорк). 2011 год — основатели компании приобрели новый самолет Airbus и начали программу постепенной модернизации. Поступательное развитие привлекло новых клиентов: количество перевезенных пассажиров в 2012 году оценивается в 10 миллионов.
В 2013 году парк авиакомпании достиг 100 самолетов.
Предсказать этот шторм было невозможно.
Она разразилась внезапно в 2014-2015 годах.
В декабре «Трансаэро» удалось получить государственную гарантию по кредиту ВТБ на 9 миллиардов. Компания отказалась от дополнительных выплат топ-менеджерам, но запланировала корректировку фирменного стиля, на которую хотела потратить до 10 миллионов долларов.
Весной 2015 года (когда казалось, что ситуация разрешилась в положительную сторону) компания объявила о пересмотре финансовой отчетности в связи с ухудшением финансового состояния.
В августе того же года компания обратилась в Минтранс с просьбой продлить договорные каникулы по кредитному договору с банком, который отказался реструктурировать ее долг. Режим Сбербанка продлил сроки этих каникул до 1 октября.
Дальнейшие события развивались стремительно.
Стали известны планы «Аэрофлота» по приобретению «Трансаэро». Предполагалось, что госкомпания купит 75% и рублевые акции «Трансаэро», но именно этот пакет не был подготовлен в установленный срок. Аэрофлот отказался от сделки.
Появились сообщения о возможном банкротстве компании.
S7 Совладелец компании Владислав Филев заявил, что готов купить контрольный пакет акций «Трансаэро», но соглашение также не было подписано. Владельцы компании не назвали сумму, требуемую от объявленного обязательства.
5 октября 2015 года «Трансаэро» отказалась от зарубежных полетов.
Почти одновременно Росавиация завершила внутренний контроль компании. В ведомстве заявили, что дальнейшая работа компании невозможна. Официально ее долги составляют 2, 500 миллиарда долларов США.
26 октября 2015 года сертификат «Трансаэро» был аннулирован.
В сентябре 2017 года компания была признана банкротом. В отношении нее был инициирован процесс банкротства.
Почему произошло крушение одной из крупнейших авиакомпаний России?
Компания стремилась к лидерству, к 2012 году она пыталась занять не менее 25 % рынка.
Такая политика обошлась компании очень дорого. В конце 2009 года чистый долг «Трансаэро» превышал EBITDA в пять раз.
2012-2013 гг. — На волне модернизации флота компания подписала ряд соглашений на поставку в лизинг самолетов Boeing 747-8, Boeing 737-800 и A320 Neo. Стоимость соглашений схожего профиля оценивалась в 5 млрд долларов США.
Ситуация постепенно ухудшалась по ряду причин:
Трансаэро« сделала ставку на очень быстрый рост, привлекла много финансовых ресурсов, и рынок, который развивался на 15-20% в течение последних нескольких лет, не оправдал ожиданий», — говорит Роман Гусаров, эксперт Национальной транспортной комиссии. КО.
Что стало с маршрутами и материальной собственностью фирмы?
Международные рейсы «Трансаэро» были поделены между конкурентами. Самолеты были проданы. Причем некоторые из них были проданы со значительным демпингом. Например, остов и двигатель дальнемагистрального Boeing-767-200, брошенного в аэропорту Внуково, был продан на аукционе в 20 раз дешевле стартовой цены. Два самолета Boeing-737 были проданы на аукционе одновременно в среднем по
А интеллектуальная собственность?
До момента банкротства — судя по счетам — компании принадлежал один из самых дорогих брендов в российской истории. В 2015 году стоимость этой торговой марки составляла 61,2 миллиарда рублей (для сравнения, капитализация компании по акциям на Московской бирже составляла менее 9 миллиардов рублей).
Кстати, за компанией числилось всего восемь брендов, приписываемых «Трансаэро». Например, была представлена одежда для стюардесс, летняя одежда, мужская одежда и т.д.
Бренды компании были сняты с продажи, а план свернут.