Каждая организация составляет отчет о переписи основных средств (или инвентаризационную ведомость) не реже одного раза в три года. Ниже описано назначение этого документа, порядок его составления и где можно найти заполненный образец.
Для чего необходимо проведение инвентаризации
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности все организации должны провести инвентаризацию наличия активов и обязательств на счетах бухгалтерского учета, то есть инвентаризацию (ст. 11 Закона «О бухгалтерском учете» от 12 июня 2011 г. № 402-ФЗ). Эти действия выполняются для учета фактических событий в годовом балансе.
В состав акций входят активы, обязательства, источники средств, кредиторская задолженность, счета и прочие доходы и расходы. Соглашения об активах и пассивах могут быть факультативными или обязательными. Также, если меры добровольной проверки наличия активов определяются самой организацией, то обязательная инвентаризация определена статьей 27 Закона о Положениях по бухгалтерскому учету, утвержденного приказом Минфина РФ, ст. 34Н от 29. 07. 1998.
О порядке проведения инвентаризации активов и обязательств подробно рассказали эксперты «Консультант Плюс». Получите бесплатный пробный доступ к К+ и перейдите в раздел «Готовые решения», чтобы узнать все подробности этого процесса.
Основаниями для проведения обязательного контроля служат следующие факты
Как составить акт инвентаризации основных средств ИНВ-1
Необходимо согласовать фактическое наличие активов против всех активов компании, включая основные средства. Для этого составляется опись и формируется соответствующая комиссия из сотрудников компании.
ВАЖНО: Не проводите инвентаризацию, если отсутствует хотя бы один член комиссии. Отсутствие члена инвентаризационной комиссии является основанием для отмены результатов инвентаризации (раздел 2.3 Руководства по инвентаризации).
Факты отражаются в переписи основных средств и могут быть оформлены по единой форме ИНВ-1.
Порядок учета активов согласно новому DLP 6/2020 в статье был разъяснен.
Нажмите на картинку ниже, чтобы скачать бланк переписи населения по форме ИНВ-1.
Заполненный образец формы ИНВ-1 можно скачать с нашего сайта по следующей ссылке
Допускается заполнение переписи вручную или с использованием технических средств. Если при составлении документа будут допущены ошибки, то эти исправления будут заверены подписью комиссии.
Важно! С 1 января 2013 года использование стандартных форм больше не является обязательным. Учреждения вправе разрабатывать собственные формы документации в соответствии с ФГОС 27/2021 «Документооборот в документационном и бухгалтерском учете». Помимо требования к хранению документов на территории Российской Федерации, новые стандарты вступили в силу с 01. 01. 2022 года. Эти нормы начали применяться с 01. 01. 2024 года. Более подробно об этом рассказано в данном документе.
Выявление расхождений в ходе инвентаризации
Если есть отклонения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием основного средства, то с помощью формы ИНВ-18 создается сравнительная ситуация. Излишки или недостачи перечисляются на основании оценки организации. Инвентаризационная комиссия практически запрашивает у ответственного лица объяснение полученного расхождения и принимает решение о дальнейших действиях.
Последствия расхождений признаются следующим образом
Как объяснить последствия инвентаризации, объясняют эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите на готовое решение.
Юридические лица, не проводящие инвентаризацию запасов перед составлением бухгалтерской отчетности, рискуют отразить недостоверную бухгалтерскую информацию и тем самым нарушить требования законодательства. Они не могут быть привлечены к ответственности за отсутствие согласования фактического состояния имущества и обязательств. Однако они несут административную ответственность за нарушение правил подготовки бухгалтерской отчетности.